Трудно в учении, не легче в работе или «Курс молодого бойца-инженера»

Тематика издании, так или иначе посвященных системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (ОВиКВ), затрагивает, как принято, аспекты проектирования, монтажа и обслуживания, на их страницах (помимо, конечно, рекламы) представляются новые разработки, оборудование, освещаются профессиональные события. На отечественном рынке выходит порядка десяти наименований подобной периодики, не считая корпоративной (фирм-производителей оборудования) и смежных специальностей.
К сожалению, с течением времени, рубрики в них подразделяются на «профессионал-профессионалу» (узкоспециализированные, научные статьи) и «продавец-покупатель» (презентации, рекламные прокламации). Не затронутым остается пласт, обращенный и посвященный в первую очередь молодым специалистам - настоящему и будущему области. Эта статья посвящена в первую очередь их первым шагам, приобретаемому опыту, оценке ситуации, взаимоотношениям в современном мире работодателей, конкурентов, клиентов.

Позади пять лет учебы в Московском Государственном Строительном Университете (МГСУ) на факультете теплогазоснабжения и вентиляции (ТГВ) и каждый год около ста дипломированных специалистов выходят на рынок рабочей силы. Не будем поднимать тему их профготовности - далеко не все преподаватели, а тем более учащиеся, принципиальны в отношении знаний.
С необходимостью трудоустройства студенты, пусть и в разные временные рамки, все же сталкиваются. Работодателей можно разделить, прежде всего, на государственные (федеральные) и коммерческие структуры.
Первые, прообраз или прямые последователи проектных институтов, характеризуются приличным профессиональным уровнем, теоретической и социальной базой Советского Союза, относительно невысокой заработной платой, иногда - кабалическими условиями контрактов.
Вторые предлагают более разнообразные виды деятельности: проектирование, ведение и сдача объектов (авторский надзор), продажа оборудования (sales manager) и варианты комбинации обязанностей. Оплата труда - оклад (обычно минимальный) плюс проценты от проданного оборудования, привлеченных клиентов. Одна из тенденции последнего времени, на которую хотелось бы обратить внимание, - большой процент дипломированных специалистов, работающих менеджерами по продажам. Стабильный доход, но, естественно, понижение профессионального уровня, аккуратная прическа, костюм – их основные черты. Осуждать (как некоторые корифеи или преподаватели) или хвалить не буду – дело вкуса и запросов.
К вариантам деятельности также можно отнести продолжение учебы - аспирантура в Университете, требующая определенного «менееэкономичекого» склада ума, работу на строительных площадках: монтажник, производитель работ (прораб), подразумевающие наличие определенного опыта и черт характера.
Определившись с работодателем и делая первые шаги на рабочем месте, приходишь к следующему этапу, непосредственно влияющему на профессиональный уровень, - повышение собственной квалификации. Как и во многих других областях, держать руку на пульсе новых разработок и идей - значит безнадежно отставать от времени, надо предвидеть завтрашний день (или кому больше нравится – создавать его самому).
Можно составить шуточную классификацию видов получения информации:
Пассивная: семинары, конференции, лекции и т.д., то есть где при желании можно откинутся на спинку кресла и созерцать происходящее.
Пассивно-активная: выставки, курсы, где вроде бы можно и глубокомысленно помолчать, но тогда чего пришел то…
Активная: информация на носителях: журналы, книги, каталоги, компьютерные программы (от простого подбора оборудования до интеллектуальных графических), если в руки не возьмешь - так и пройдет мимо.
Трудно оценить полезность того или иного вида, первоначально бросаешься на все: огромные пакеты с выставок, десятки курсов, стопки дисков, заваленная физическая и электронная почта. Но вскоре гадкий утенок превращается в … И начало «Библиотеки проектировщика» положено: наиболее интересное оборудование – в аккуратных каталогах на полках (ФИО на 1 и 19 странице), самодельный расчет системы отопления в Excel’e (по ссылке с рабочего стола), нужные люди – в визитнице перед «корпоративным» телефоном (через девятку).
Если подытожить, можно выделить несколько вех:
интересные выставки (и даты ближайших мероприятий):
- Aqua-Therm (20-23.01.2004),
- Heat-Vent в рамках Russian Building Week (6-9.04.2004),
- SHK Мoscow (24-26.07.2004).
полезные семинары, конференции, симпозиумы:
- «Теплый дом. Тенденции нового времени»,
- организуемые НП «АВОК»,
- организуемые «Евроклимат».
прогрессивные издательства:
- «АСВ»,
- «Аква-Терм»,
- «АВОК-ПРЕСС»,
- «Евроклимат».
периодические издания:
- «АВОК»,
- «Аква-Терм»,
- «Сантехника»,
- «Энергосбережение»,
- «С.О.К.»,
- «Мир климата»,
- «Климат»,
- «Арктический СНиП»,
- «Камины и отопление»,
- «Теплый дом»,
- «Технический бюллетень»,
- «Формула жизни».

По своей специфике инженерные системы (как динамичное и прогрессивное направление строительной индустрии) внедрятся, захватывают и сотрудничают со смежными областями и специальностями. Инженеры оказываются в гуще архитекторов, автоматчиков, дизайнеров, заказчиков, монтажников. Иногда подобное взаимодействие приносит очень интересные плоды (как моральные, так и финансовые). Активно развивается тема «Интеллектуального здания», не без помощи государства здания стремятся к «Энергоэффективности», художественное оформление жизненного пространства, дизайн среды – первые требования заказчиков. Можно пойти дальше и искать симбиоз инженерии не столько в физическом взаимодействии со специалистами, сколько в процессах и идеях, возникающих в голове. По моему убеждению, львиную долю профессии в будущем будет приходиться на «дизайнер-инженер» или «энергоэффективная автоматика», повышающийся темп жизни, огромные объемы информации - лишние тому доказательства.
Некоторые источники-путеводители по смежным областям:
периодические издания:
- «Электронный дом»,
- «Современная оконная энциклопедия »,
- «Оборудование»,
- «АрхиДом»,
- «Трубопроводы и экология».
pесурсы internet:
- www.abok.ru,
- www.aircon.ru.

Хотелось бы сказать несколько слов о закулисных, «теневых» сторонах специальности и рынка в целом.
Во-первых, широкое распространение нашли «клубы» - как правило, краткосрочные собрания специалистов с целью решения каких-либо задач, обсуждения наболевшего, существующие чисто номинально. Примером может служить «Флогистон» - клуб теплоэнергетиков.
Следующая черта – программы, рассчитанные на более широкие слои заинтересованных лиц, созданные в первом приближении для общения и совершенствования профессионального уровня, а на поверку - для продвижения на рынке услуг и товаров. «Всемирная Программа для Проектировщиков от «Евроклимат», дисконтная программа от «Daikin» «Privilege club».
Это для индивидуалов, а для организаций предусмотрены ассоциации – партнерства фирм на корпоративном уровне, совместными силами созидающие (некоммерческие) или борющиеся с «врагами» (соответственно - коммерческие). Примеры – «АВОК», «АПИК», «Энергоресурсосбережение».
Издание профессиональной литературы – деятельность, безусловно, заслуживающая уважение и самых теплых слов! Переводы западных источников, сборники трудов, справочные пособия облегчают не только учебный процесс в университете. Но (и здесь есть свои «но»): издательство, учрежденное фирмой – поставщиком, естественно даже на страницах, лоббирует производителя; исписавшийся, морально устаревший автор снова и снова преподносит свое произведение как новое; «академические» издания («Справочник проектировщика»), со временем становящиеся на вес золота, по каким-либо причинам не переиздаются.
Чтобы не вдаваться в грязные подробности – опустим негативные вещи типа фиктивных тендеров, откатов, проплаченных производителями СНиПов и ГОСТов и т.д.
Новое время опять диктует свои правила – знания специальности, «кухни», опыт оказываются необходимыми, но недостаточными условиями преподношения своих услуг работодателю, конечному потребителю. Тут уже необходима коммуникация, искусство убеждения, динамика в перекрестных вопросах, умение быстро определить психологический тип и портрет человека. Очень часто как раз эти качества оказываются решающими, а в идиллии окончил университет и весь мир – твой. Психологический аспект профессии инженера – тема, практически не затронутая, и, если позволите, может стать направлением отдельной статьи.

В итоге хотелось бы отметить, что задача, которую ставил перед собой автор данной статьи, состояла не только, и не столько, в том, чтобы показать видение специальности молодым инженером - вчерашним выпускником, встречающиеся на пути трудности или бонусы, сколько привлечь к диалогу. Именно всестороннее видение проблем области, их обсуждение поможет адекватному обмену опытом; между партнерами, а не конкурентами!


А. Волков

Январь 2004

Тел. 8-916-633-7463
project4u@rambler.ru


Главная станица

Перечень объектов



Используются технологии uCoz