Обзор марок кондиционеров

Большинство покупателей и продавцов определяет класс кондиционера по его надежности, хотя в последнее время в результате активной рекламы происходит смещение акцента в сторону функциональности и дополнительных опций. Понять производителей можно, ведь добавить к сплит-системе новшество проще и дешевле, чем добиться выдающейся надежности кондиционера. К тому же на новшествах легко построить громкую рекламную кампанию.
За последние несколько лет перевод производственных мощностей в страны Юго-Восточной Азии принял массовый характер. В дополнение к этому почти все производители стали ежегодно поставлять на рынок новые модели. Поэтому сравнивать качество новинки с кондиционером той же торговой марки, но выпущенным два-три года назад, не всегда корректно. Брендов первой группы это касается в меньшей степени, поскольку имя и репутация — их основной актив, позволяющий получать изготовителям дополнительную прибыль. И они всегда уделяют повышенное внимание стабильному качеству своей продукции.

Первая группа надежности
В первую (элитную) группу входят кондиционеры наиболее высокотехнологичных японских компаний: Daikin, Mitsubishi Heavy, Chofu, Fujitsu General, Panasonic. Большинство моделей имеют не только отличные потребительские характеристики, но и развитые системы самодиагностики и защиты. К ним мы отнесли только те, в качестве которых убедились на собственном опыте (то есть их активно продают по меньшей мере в течение трех лет). По этой причине сюда не попала продукция Mitsubishi Electric, Toshiba и General Fujitsu, с которой мы почти не работали (данные товары составляют вторую группу). В то же время некоторые наши коллеги, занимающиеся этими брендами, причисляют их к элитной группе.
Кондиционеры первой группы достаточно дороги — в среднем от 800 до 1200 долл. за сплит-систему мощностью 2,0 кВт. За немалые деньги покупатель получает кондиционер, отличающийся следующими достоинствами: высокой надежностью и долговечностью. В течение гарантийного срока заводские дефекты обнаруживают не более чем у 0,1–0,3 % кондиционеров (один неисправный прибор на каждые 300–1000 шт.). При соблюдении правил эксплуатации и периодическом обслуживании срок их службы составляет не менее 12–15 лет; развитой системой защиты от неправильной эксплуатации (имеет подавляющее число моделей первой группы). Устройства самодиагностики и защиты отключают кондиционер в случае неправильной эксплуатации, перегрузки или другой опасной ситуации; очень тихой работой как внутреннего, так и наружного блоков. При типичном минимальном уровне шума внутреннего блока в 24–26 дБ он фактически неслышим; устойчивой работой в широком температурном диапазоне; современным дизайном и небольшими габаритами.
Большую часть кондиционеров первой группы производят за пределами Страны восходящего солнца, однако это (за редким исключением) никак не сказывается на их надежности. Причина в том, что современные заводы по выпуску климатической техники полностью автоматизированы и человеческий фактор сведен к минимуму. Так, кондиционеры Daikin — одни из лучших и наиболее продаваемых в мире — поставляемые из Бельгии, Таиланда и Японии, имеют стабильное качество и трехлетнюю гарантию независимо от места изготовления. Более того, на каждом заводе своя специализация, и один из блоков сплит-системы может быть собран в Бельгии, а другой в Таиланде.
Далее мы рассмотрим особенности кондиционеров, входящих в первую группу.
Daikin. Традиционно позиционируются как лучшие кондиционеры в мире. Это, пожалуй, бренд № 1 с точки зрения престижности (по крайней мере, в России). По большинству параметров они немного опережают конкурентов за счет лучшего качества комплектующих — электроники, пластмассы, компрессоров, балансировки вентиляторов, дополнительных функций и т. п. Кроме того, приборы обладают наиболее развитой системой самодиагностики и защиты. Их можно сравнить с дорогими мобильными телефонами — очень престижные и снабжены множеством функций, которыми обычно не пользуются.
Daikin одним из первых начал перевод кондиционеров с фреона R22 (запрещенного в Европе) на фреон R410 (озонобезопасный). В 2004 году поставки кондиционеров на R22 еще будут продолжаться, но к концу года все модели переведут на R410. Сборку производят в Бельгии, Таиланде и Японии.
Mitsubishi Heavy. С нашей точки зрения кондиционеры Mitsubishi Heavy —оптимальный выбор среди моделей первой группы. Данный бренд достаточно известен и престижен, а стоимость продукции ниже, чем у Daikin. Сборку осуществляют в Таиланде и Японии.
Chofu. Единственный бренд из первой группы, все заводы которого расположены в Японии. Так же, как и Daikin, приборы Chofu имеют развитую защиту от неправильной эксплуатации (поэтому не включаются при температуре ниже –5 °C). В модельный ряд входят «теплые» кондиционеры, обладающие стандартными функциями и имеющие классический дизайн. Их можно комплектовать дополнительными фильтрами тонкой очистки — кахетиновым, фотокаталитическим или угольным. Минусов нет, разве только недостаточная известность в России. Сборку выполняют в Японии.
Fujitsu General. Надежные, проверенные временем кондиционеры, имеющие стабильное качество. Их собирают на заводах компании Fujitsu General под тремя торговыми марками: Fujitsu General, General Fujitsu и Fuji Electric. Модели обладают стандартными функциями. Единственный минус — неполная защита от неправильной эксплуатации (нет датчиков температуры наружного воздуха, защиты по низкому давлению и т. п.). Сборку производят в Таиланде, Китае и Японии.
Panasonic. Так же, как и Daikin, одним из первых представил новый модельный ряд на озонобезопасном фреоне R410. Модели разделены на три класса: Hi-End (инверторные сплит- и мультисплит-системы 2004 года на фреоне R410, имеющие максимальное число функций, комплектуются встроенным ионизатором и генератором кислорода, оснащены многоступенчатой системой фильтрации воздуха), Бизнес- и Стандарт-класса (отличаются от класса Hi-End меньшим числом функций и дополнительных опций, работают на фреоне R22). Все кондиционеры выпускают в Китае и Малайзии, это тот редкий случай, когда качество зависит от места производства. У приборов китайской сборки посредственное качество на уровне третьей группы (от кондиционеров из Малайзии они отличаются дизайном и маркировкой, поэтому перепутать их трудно). К моделям малайзийской сборки никаких претензий нет — отличное качество на уровне первой группы.
К недостаткам, на наш взгляд, можно отнести только организацию сервиса и маркетинговую политику.
На маркетинговой политике, точнее на том, что и как рекламируют, нужно остановиться подробнее. В 2003 году в центре рекламной кампании был встроенный в кондиционер ионизатор воздуха, в 2004 году — генератор кислорода.
Основа генератора кислорода — сепаратор газа, расположенный во внешнем блоке. В нем образуется воздушная смесь с 30 %-ным содержанием кислорода (в атмосферном воздухе — 21 % кислорода). По трубке (воздуховоду) с внутренним диаметром 6 мм она поступает в помещение. К сожалению, ни в каталогах, ни на сайте Panasonic не указаны дополнительные технические параметры устройства, поэтому дальнейшие расчеты будем вести исходя из имеющихся данных. Обратимся к методике, используемой при расчете систем вентиляции, и узнаем, сколько обогащенного кислородом воздуха может быть подано в комнату по воздуховоду диаметром 6 мм. Скорость потока в воздуховоде не может быть больше 5 м/с, иначе уровень шума превысит все допустимые пределы. Таким образом, за один час в помещение по этой трубке может пройти не более 0,3 куб. м воздуха, что соответствует (при концентрации 30 %) 0,09 куб. м кислорода в час. Согласно нормам СЭС и СНиП для хорошего самочувствия людей воздухообмен в кабинете должен составлять не менее 30 куб. м в час на одного работника, что соответствует (при концентрации 21 %) 6,3 куб. м кислорода в час. Следовательно, генератор обеспечивает поступление необходимого для дыхания газа не более 0,014 (то есть 1,4 %) от санитарной нормы (для одного лица). В реальных условиях инфильтрация (проникновение воздуха через щели в окнах и дверях) в десятки раз превосходит приток воздуха от генератора кислорода, поэтому его работа никакого влияния на концентрацию СО2 внутри офиса не окажет.
Перейдем к встроенному ионизатору воздуха, или электростатическому фильтру. Его основа — параллельно расположенные металлические пластины, на которые подают высокое напряжение. Проходя между ними, воздух ионизируется, а пыль, содержащаяся в нем, заряжается и оседает на пластинах. Эффективность такого ионизатора зависит от суммарной площади пластин. Простейший ионизатор-очиститель по размеру немного больше стандартного листа бумаги формата А4 (200х400 мм) и стоит около $45 (модель «Супер-плюс»). Ионизатор, встроенный в Panasonic, меньше спичечного коробка. О его эффективности судите сами.
Реклама кондиционеров Panasonic напоминает рекламу известных корейских брендов с их «золотыми теплообменниками», «биопокрытиями» и «турбохолодом» — с формальной точки зрения в ней не содержится ложных сведений, ведь все рекламируемые опции в кондиционерах присутствуют. Тем не менее она вводит покупателей в заблуждение. До сих пор подобной рекламой элитные бренды не увлекались — у них и так были настоящие, а не выдуманные маркетологами преимущества. Будем надеяться, что случай с Panasonic останется исключением.

Вторая группа
Ко второй группе относятся кондиционеры среднего класса, преимущественно японских и европейских производителей. Для них характерны хорошее соотношение цены и качества, а также достаточно высокая надежность. По этому параметру приборы среднего класса почти не уступают лидерам — все различия заключаются в упрощенных системах защиты от неправильной эксплуатации, чуть большем уровне шума, немного меньшем сроке службы и других незначительных моментах. Поэтому если вы не стремитесь получить «все самое лучшее» любой ценой, но хотите иметь вполне надежный и относительно недорогой кондиционер, то лучшим выбором будет модель из второй группы.
К среднему классу мы причисляем следующие бренды: Airwell, DeLonghi, Fuji Electric, General Fujitsu, Hitachi, Hyundai / Winia, Mitsubishi Electric, Sanyo, Sharp, Toshiba. Средняя стоимость кондиционеров второй группы — от 700 до 900 долл. за сплит-систему мощностью 2,0 кВт. Рассмотрим особенности некоторых из них.
Airwell. Все кондиционеры выпускают во Франции, за исключением новой серии Simply, собираемой в Китае. Она появилась только в 2004 году, поэтому ничего определенного о ее качестве мы сказать не можем. Остальные кондиционеры зарекомендовали себя как добротные и весьма надежные середнячки. Уровень шума (28 дБ для модели на 2,0 кВт) не превышает среднего показателя. Системы защиты от неправильной эксплуатации и дополнительные опции практически отсутствуют. Помимо бытовых моделей Airwell изготавливает широкую гамму полупромышленных и промышленных кондиционеров, а также приточные установки. Это один из немногих производителей, предлагающих кондиционеры для винных погребов, способных поддерживать температуру в помещении от +12 °С.
Sanyo. Бытовую серию собирают в Сингапуре, с 2005 года планируют открыть завод в Китае. Надежная техника со средним уровнем защиты от неправильной эксплуатации. Ее недостаток — довольно высокий уровень шума (в каталогах данный параметр не указан, на практике — приборы несколько шумнее конкурентов). Помимо бытовых кондиционеров производят полупромышленную серию, которую собирают в Японии, а также недорогие мультизональные VRF-системы с очень хорошим соотношением цены и качества.
Hyundai / Winia. Единственный бренд из Юго-Восточной Азии, который мы можем уверенно включить во вторую группу. За два года активной работы с этими кондиционерами мы смогли убедиться в их надежности и отличных технических характеристиках: уровень шума — 26 дБ (для прибора мощностью 2,0 кВт один из лучших показателей во второй группе), оригинальный и современный дизайн, трехуровневая фильтрация, по показателю надежности приближаются к первой группе (около 0,4 % отказов в течение гарантийного срока). Все модели снабжены системой самодиагностики, причем результаты диагностики выводятся на пульт управления.
Компания MandoWinia (Корея), владеющая брендами Winia и Hyundai, выпускает кондиционеры, считающиеся у себя на родине элитной техникой. В Россию их начали поставлять в 2001 году под маркой Hyundai, так как бренд Winia был известен только в Корее. В настоящее время кондиционеры данного изготовителя завозят к нам под обеими торговыми марками («теплые» — Hyundai, «холодные» — Winia). Старшие модели (мощностью свыше 6 кВт) комплектуют винтовыми компрессорами (Scroll). Помимо бытовой серии выпускают полупромышленные кондиционеры. Сборку производят в Корее.
DeLonghi. Из их особенностей хочется выделить заводскую адаптацию к зимним условиям, благодаря чему приборы могут работать при температуре наружного воздуха до -25 °С, однако уровень шума у них довольно высок.

Третья группа
В третью, самую дешевую, группу входят кондиционеры корейских, китайских и российских производителей. Заметим, что если различия между приборами внутри первой и второй группы незначительны, то в третьей группе наблюдается существенный разброс как по качеству, так и по цене входящих в нее моделей разных торговых марок.
По качеству и надежности кондиционеров израильских и американских производителей у нас нет достоверной информации. В целом можно сказать, что их продукция принадлежит скорее к третьей группе, чем ко второй.
К третьей, «бюджетной», группе можно причислить такие бренды, как Ballu, Gree, Haier, LG, Midea, Rolsen, Samsung. Данные кондиционеры самые дешевые — в среднем от 300 (осенью и зимой можно найти еще дешевле) до 500 долл. за сплит-систему мощностью 2,0 кВт. Благодаря удовлетворительной надежности они могут стать разумным выбором при ограниченных финансовых возможностях. Недостатки проявляются при сравнении с кондиционерами первой и второй группы: процент брака выше, хотя его величина (в среднем около 1 %) считается вполне допустимой. Самый большой минус — нестабильное качество. Процент брака в разных партиях может отличаться в несколько раз, что, скорее, проблема для сервисной службы, нежели для покупателя. Также заметно меньше срок службы. Например, согласно заявлению производителей, для кондиционеров LG он составляет семь лет.
Защита от неправильной эксплуатации отсутствует. Пользователю необходимо помнить обо всех тонкостях работы кондиционера, указанных в инструкции по применению. Если уровень шума внутренних блоков можно назвать приемлемым, то шум внешних блоков порой в несколько раз превосходит аналогичный параметр моделей первой группы. Система управления — упрощенная. По сравнению с кондиционерами первой и второй группы в них установлено меньше датчиков, в результате устойчивая работа модели гарантирована в более узком диапазоне температур наружного воздуха. Например, у недорогих приборов возможно обмерзание радиатора внутреннего блока при температуре наружного воздуха ниже +10…+15 °C. Но если такой кондиционер планируют использовать преимущественно для охлаждения в жаркое время, то данное ограничение несущественно.
Таким образом, кондиционеры третьей группы могут оказаться удачным выбором для бытового использования, но только в том случае, если потребитель хорошо изучил инструкцию и выполняет все ее требования по режиму эксплуатации и уходу за техникой. Впрочем, в правильном уходе нуждаются все приборы независимо от их надежности и стоимости.
Если сравнивать качество кондиционеров внутри третьей группы, приняв за эталон продукцию LG и Samsung (на них приходится большая часть продаж среди недорогих моделей), то некоторые из менее известных брендов выигрывают не только по этому показателю, но и по организации гарантийного обслуживания при соизмеримой стоимости. Поэтому при выборе недорогого кондиционера советуем обратить внимание на Gree, Midea и Ballu.
Заметим, что поскольку вероятность поломки «бюджетного» кондиционера заметно выше, чем модели первой или второй группы, то при его выборе нужно обращать особое внимание на поддержку как производителя, так и фирмы, которая продаст и установит прибор, а именно: наличие собственной сервисной службы, сроки проведения ремонта и т. д.
Следует отметить, что современные кондиционеры независимо от стоимости имеют очень схожие потребительские функции: пульт дистанционного управления; режимы охлаждения, обогрева (для «теплых» моделей), вентиляции (рециркуляции) и осушения; режим автоматического поддержания заданной температуры; автоматическое качание жалюзи; таймеры на включение и выключение; угольные и электростатические фильтры и другие функции. А все новейшие опции влияют скорее на престижность бренда, нежели на удобство использования кондиционера.

по материалам Интернет-изданий

Июнь 2005

Тел. 8-916-633-7463
project4u@rambler.ru


Главная станица

Перечень объектов



Используются технологии uCoz